С первыми морозами у автомобилистов часто возникает соблазн перейти на 92-й бензин вместо привычного 95-го. Одни верят, что такое топливо легче воспламеняется в холода, другие надеются сэкономить. Однако эксперты предупреждают: такая «экономия» может обернуться дорогостоящим ремонтом.
Октановое число — это показатель устойчивости топлива к самопроизвольному возгоранию при сжатии в цилиндрах. Чем оно выше, тем стабильнее ведёт себя бензин. Если залить топливо с октановым числом ниже рекомендованного, в двигателе начнётся детонация — взрывное сгорание смеси в неподходящий момент. Это наносит скрытый, но серьёзный ущерб: появляются микротрещины в поршнях, прогорают клапаны, ускоряется износ цилиндров.
Существует миф, что 92-й бензин лучше заводится зимой. На деле современные системы впрыска и зажигания адаптированы под рекомендованную марку топлива, и разница в запуске практически незаметна. Также ошибочно считать, что чем выше октановое число, тем лучше: заливать 98-й вместо 95-го — пустая трата денег, если двигатель не рассчитан на такое топливо.
Некоторые водители сознательно используют бензин с более высоким октановым числом, чем рекомендовано, — например, заливают 95-й вместо 92-го. Это делается из-за недоверия к качеству топлива на отдельных заправках. Многие отмечают в таких случаях более плавную работу мотора, снижение вибраций и даже небольшую экономию в городском цикле. Но такой подход допустим только если производитель разрешает использовать топливо с разным октановым числом.
Если в инструкции к автомобилю чётко указано «только АИ-95», то использование 92-го бензина — даже в мороз — чревато последствиями. Детонация может протекать незаметно, без характерного «цоканья», но разрушительный процесс уже запущен. Стоимость последующего ремонта часто превышает годовую экономию на топливе.
Эксперты дают чёткие рекомендации на зиму: всегда следовать указаниям производителя — они не зависят от сезона; при сомнениях в качестве топлива выбирать более высокооктановый бензин, если это допустимо; заправляться на проверенных АЗС; и не экономить на топливе, если автомобиль требует именно высокооктановое.
Мороз не отменяет технические требования к двигателю. Машина, созданная для АИ-95, не станет «любить» 92-й бензин только потому, что на улице −20°C. Правильный выбор топлива — залог надёжной работы автомобиля даже в самые суровые холода.