С 11 августа в Санкт-Петербурге вступили в силу новые ограничения: иностранные граждане больше не смогут работать по патенту в сфере курьерской доставки. Ранее, 28 июля, аналогичный запрет ввели и для работы в такси. Согласно документу, иностранные таксисты должны прекратить деятельность до 8 ноября, курьеры — до 22 ноября.
По оценкам транспортных компаний и экспертов, эти меры приведут к острому дефициту рабочей силы уже к ноябрю. Пресс-служба крупного оператора по перевозкам и доставке сообщила, что последствия будут серьёзными: рынок может потерять до 40 тысяч работников. Это спровоцирует рост цен — такси подорожает на 10–15%, а доставка может увеличиться в стоимости более чем в два раза.
Президент профильной ассоциации транспортных компаний России Александр Митюков заявил, что особенно сложно станет в ноябре, когда спрос на доставку увеличивается. «Стоимость доставки может вырасти в 1,5–2 раза, а вознаграждения курьеров — на 20% и более», — отметил он. Это создаст дополнительную нагрузку на малый бизнес и может ухудшить качество услуг из-за нехватки сотрудников.
Экономист Дмитрий Прокофьев добавил, что работникам, оставшимся в отрасли, вероятно, повысят зарплаты. Он объяснил, что при сокращении численности сотрудников можно попытаться заменить их местными жителями, но повышенный спрос, скорее всего, приведёт к возрастанию нагрузки и изменению сроков доставки.
Власти города утверждают, что иностранные курьеры составляют небольшую долю отрасли и рынок не пострадает. В комментариях городского правительства говорится, что решение направлено на борьбу с теневой занятостью, повышение качества услуг и создание рабочих мест для россиян, особенно студентов и молодёжи.
Тем не менее, эксперты указывают, что мигранты могут уйти в теневой сектор, где невозможно будет контролировать ни безопасность, ни качество услуг.
Напомним, что постановление о запрете для иностранных граждан работать в сфере курьерской доставки было подписано губернатором Александром Бегловым 11 августа. Согласно документу, запрет распространяется на все виды доставки — от еды и посылок до перевозки товаров любым транспортом. Предприятиям и сервисам доставки дан переходный период в три месяца, чтобы перестроить процессы и найти замену уволенным курьерам.
Документ продлевает уже существующий запрет на труд иностранцев в такси и дополняет его новыми ограничениями в логистике. Постановление будет действовать как минимум до конца 2025 года. В Смольном подчёркивают, что инициатива направлена не только на борьбу с теневой занятостью, но и на обеспечение рабочих мест для российских граждан в растущем логистическом секторе. Особо подчёркивается поддержка молодёжи и студентов, которым могут быть предоставлены вакансии освободившихся курьеров.